Крест – самый распространённый символ христианства, но ни в одной культуре он так сильно не укоренился, как в армянской. Куда бы ты ни отправился, тысячи хачкаров – или каменных крестов – рассеяны по горной местности первой в мире христианской нации, являя редкую картину духовного самовыражения всей нации. Средневековый монах Фома Кемпийский однажды так выразился по поводу крестов: «В кресте спасение, в кресте – жизнь, в кресте защита от наших врагов, в кресте насыщение усладой небесной, в кресте сила ума, в кресте радость духовная, в кресте средоточие добродетели, в кресте совершенное воплощение святости. Только в кресте для души спасение и надежда на вечную жизнь…»
Экскурсии по Армении в обязательном порядке включают посещение множество хачкаров и дело тут не в том, что армяне очень гордятся этим уникальным культурным наследием. Дело в том, что хачкары буквально по всюду в Армении — в каждом храме, на горных тропах, возле дорог, в кладбищах, возле монументов и т.д. Даже в центре Еревана можно увидеть современную мастерскую хачкаров прямо на открытом воздухе. Во время своего недельного пребывание в Армении вы увидите минимум сотню хачкаровразных эпох и стилей.
Принимая во внимание все это, становится понятным, почему крест стал главным символом объединения и самоидентификации Армянского народа. Начиная с 4 века, когда армяне приняли христианство и признали его в качестве государственной религии (а в дальнейшем была учреждена Армянская Апостольская церковь), началась новая эпоха национального самосознания. Этому фактору обособленности Армении от окружающего в то время зороастризма способствовало также создание собственного алфавита, разрушение прежних языческих храмов, а также провозглашение Григория Просветителя главой Армянской церкви. Именно Григорий Просветитель (который впоследствии был приравнен к лику святых) в частности внес огромную лепту в распространение христианства и стал инициатором создания первого хачкара.
При детальном обследовании, хачкар напоминает другие образцы христианского искусства, такие как кельтские Высокие кресты и литовские традиционные кресты. Хачкар – это рельефная скульптура с различными вегетативными, геометрическими мотивами, а также изображениями знаменитых библейских сцен. Это, несомненно, красиво, однако чтобы вникнуть в суть того, как средневековое искусство по камню стало одним из важнейших составляющих армянской культуры, нужен небольшой экскурс в иконологию.
Крест не всегда воспринимался как символ с положительным подтекстом. Было время, когда он олицетворял одну из форм позорной экзекуции. Однако, Воскрешение Христа, и дальнейшие гонения первых армянских христиан поспособствовали тому, что крест начал олицетворять сотериологическую или догматическую свободу: символ торжества веры над низменными ценностями.
В то же время сохранялась тенденция поклонение горам. Гора, как библейская локация, подразумевала аскетизм, почитание и близость к Богу. Например, Моисей общался с Богом через горящий куст на горе Синай. Для армян не нашлось бы более подходящего способа для выражения своей новой христианской культуры, как через горы, которых на их земле было предостаточно (на древней территории Армении было несколько библейских гор). Постепенно, поклонение горам переросло в каменные стелы, которые было очень удобно установить рядом с домом или с церковью.
Когда Григор Просветитель говорил о хачкаре, он верил, что у него есть сила распространять благодатный дух вокруг себя, освящая окрестности того места, где он находится. Так как религиозные и бытовые проявления жизни довольно сильно расходились, на хачкар была возложена роль посредника между христианством и язычеством. В дальнейшем он начал использоваться в различных целях – как надгробный камень, святилище, талисман, а также, среди прочего, как памятная доска для важных событий. Таким образом, хачкар превратился в уникальную отличительную черту армян – на кладбищах, монастырях, в храмах, резиденциях, на дороге и просто везде, где бы он ни появлялся.
С точки зрения искусства, это действительно является предметом национальной гордости. Камень сам по себе имеет несколько отсылок к Библии. В одном из знаменитых речей, Иисус говорит: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла», а в другой цитате говорит Петру (petra в переводе с латыни означает «камень»): «На сем камне Я создам Церковь Свою». Такая глубокая отсылка и философия была необходима для Армянской церкви. Конечно, с другой стороны была и закономерность в том, что именно в Армении возникло подобное искусство. Армения, с ее огромными горными хребтами и спящими вулканами, не имела проблем с обилием сланца и туфа, которые можно было без труда обрабатывать и использовать в строительных целях. В регионе, где землетрясения были нередки, строения должны были проходить тест на надежность. Камень олицетворял вечное и бесконечное – в реалиях непредсказуемого будущего.
Но сам материал, неважно каким бы замечательным он ни был, ничто без мастера. В среде армян, любой с религиозными и моральными убеждениями имел право возвести хачкар. И даже больше — хачкары присуждались за ряд социальных, духовных или индивидуальных качеств – начиная от посадки сада до победы на войне. Многие хачкары посвящались святым.
Сегодня эта традиция продолжается. Местные мастера, используя лишь молотки и зубила, создают сложные узоры на камне. Многие из подобных ремесленников, как например Вараздат Амбарцумян, вкладывают в свои работы наследие предков: «Этим наш народ занимался практически в течении последних 2000 лет». Действительно, в современных хачкарах можно проследить древние мотивы и символы, такие как солнце, крест и колесо вечности. На некоторых запечатлены библейские сцены и изображения, такие как голубь или виноградная лоза. Хоть между собой они очень похожи, однако не существует двух полностью совпадающих хачкаров – у каждого свой особый характер. Амбарцумян уверен: «Хачкар – это молитва, хачкар – это жертвоприношение, хачкар – это наши предки, наша идентичность».
Соединяя прошлое и настоящее, хачкары продолжают возвышаться над древним христианским народом, а это уникальное искусство продолжает оставаться настоящим краеугольным камнем идентичности Армении.